?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Истории церквей Челябинска XVIII в. посвящено немало публикаций. Хотелось бы представить некоторые материалы по этой теме, «наработанные» в архивах. В некоторых случаях (как с постройкой Никольской церкви и Христорождественского собора), это более подробное изложение содержания документов, чем в работах предшественников, либо несколько иная интерпретация некоторых фактов и имен. В других – представление информации, ранее не публиковавшейся. Естественно, я опираюсь на работы коллег, в первую очередь, И.В. Дегтярева и В.С. Боже. Захотелось собрать вместе ту, немногочисленную информацию, которая накоплена к дню сегодняшнему.  Тема кладбищ далеко не столь освещена, но постоянно «всплывает» в связи в какими-либо моментами нашей истории. Поскольку два сюжета – церковь и кладбища – очень тесно связаны между собой, а на день сегодняшний есть возможность внести некоторую ясность в вопрос о первых челябинских официальных православных кладбищах, то решил объединить их в рамках одного цикла статей. Но о грустном в конце.
В сентябре 1736 г. была заложена Челябинская крепость. Меньше чем через год, 1 июня 1937 г. поручик Кузнецов, выполнявший командирские функции в Челябинской крепости, написал прошение митрополиту Тобольскому и Сибирскому Антонию, в котором объяснял, что в этой крепости «жителей де поселилось уже немалое число а церкви де имеются от оной крепости в далном разстоянии и поселившыяся де, как крестьяне так и протчие обыватели желают построить во оной крепости церковь». Кузнецов просил митрополита Антония дать «благословенную грамоту» – документ, который подписывался главой епархии, являлся основанием для закладки и строительства церкви, а после ее освящения должен был храниться у церковного старосты. Митрополит отреагировал довольно быстро и уже 9 июня благословенная грамота была направлена в Далматов монастырь – поскольку  монастырь в ту пору ведал духовными делами в округе. Правда получена в монастыре грамота была только 27 августа. В грамоте оговаривался порядок действий. Перед тем как заложить церковь и передать эту благословенную грамоту в Челябинскую крепость, нужно было выполнить некоторые условия. Так, Антоний писал архимандриту Далматова Успенского монастыря: «Послать к тебе архимандриту Порфирию нашу Архиерейскую благословенную грамоту с таким повелением дабы ты архимандрит в вышеписанную Челябинскую крепость ехал и прибыв во оную крепость взял писменное обязателство у тамошних обывателей…». В чем же заключалось обязательство жителей крепости? Во-первых, они обязывались, построив церковь, ее должным образом украсить и впредь заботиться, чтобы все необходимое для богослужения – «церковные потребы» – в церкви имелось; во-вторых, обещали что «священники с причетники пропитанием впредь будут от них довольствованы без всякие нужды», и должны были четко определить в обязательстве какую именно «ругу», то есть содержание, они положат служителям церкви – деньгами или продуктами.
Получив письменное обязательство, архимандрит Порфирий должен был «по желанию оных обывателей по сей нашей архиерейской благословенной грамоте оную церковь во имя Святителя Христова Николая обложыть». «Обложить» церковь означало то же, что и современное «заложить церковь», – очертив границы, заложить основание, но в старом варианте фразы подразумевалось освящение места будущей постройки. После этого следовало «репортовать» (доложить) митрополиту, приложив к рапорту то самое «письменное обязательство» жителей крепости. То ли собрать подписи с жителей Челябинска было делом нелегким и долгим, то ли монастырским служащим было недосуг съездить по указанному адресу, однако заложили новую церковь только в августе 1739 г. Как рапортовал митрополиту Антонию 29 октября 1739 г. казначей Успенского Далматова монастыря монах Никон: «в Чилябинской крепости во имя Святителя Христова Николая церковь иеромонахом Рафаилом обложена». Благословенная грамота была передана на руки священнику Ивану Задорину, а в копии с грамоты он оставил роспись в получении оригинала: «А подлинную грамоту новопостроенной Чилябинской крепости новоопределенной поп Иван Алексеев сын Задорин принял и росписался своеручно».

1768.jpg
Фрагмент плана Челябинска, составленного в январе 1768 года. Под литерой "В" и красными линиями показан каменный Христорождественский собор, а под литерой "С" черными линиями изображена Никлаевская (Никольская) церковью

Построена деревянная церковь Николая Чудотворца была на углу нынешних улиц Цвиллинга и Труда, там, где сейчас сквер площади Ярославского. Она показана на плане, снятом в январе 1768. Как мы знаем из записок Палласа, в 1740 г. в церкви Николая Чудотворца уже велись службы. Очевидно, после перевода в Челябинск воеводской канцелярии Исетской провинции в 1743 г., а может быть после образования Челябинского духовного правления, церковь стала двухштатной – при ней состояли уже два священника, а не один. Кроме того, был еще протопоп, он же выполнял обязанности главы духовного правления.  В 1748 г. одним из священников был Иоанн Алексеев (хотя здесь возможна путаница – если в документе указано имя и отчество, то это, скорее всего, Задорин – тот самый первый челябинский священник), дьяконом Григорий Рысков, дьячком Косьма Фроловский. Второй священник, очевидно, – Ефим Лаврентьев сын Еромилов. В 1753 г. священниками были Иван Поповцов и Александр Тешуев (возможно, фамилия несколько неправильно прочитана). В 1750 г. духовным заказчиком Челябинского духовного правления состоял протоиерей Петр Флоровский, который, по оценке П.Н. Покровского, весьма усердно занимался обращением старообрядцев. В 1760-х годах, а возможно и раньше, небольшая Никольская церковь в документах обозначается как "Свято-Никольский собор". Фактически так оно и было - Челябинск являлся городом, центром провинции, в которую входило пять уездов и в нем просто должен был быть собор. Поскольку кроме деревянной Никольской церкви никакого другого храма не было, то она и выступала в качестве собора.
В 1766 г. заканчивается строительство Христорождественского собора, который был заложен рядом с Николаевской церковью, чуть южнее. В новом соборе был освящен придел во имя Николая Чудотворца, и существование рядом одноименной церкви было вовсе необязательным. В то же время разрасталась Заречная часть Челябинска, так называемая Казачья слобода, не имевшая своей приходской церкви. В 1768 г. здание Никольской церкви было перенесено в Казачью слободу, где было освящено уже во имя Святой Живоначальной Троицы. Иногда пишут, что церковь была поставлена рядом с рынком, а то и рядом с Горшечными рядами – никакой информации о существовании рынка в Заречье в те времена нет, а церковь была поставлена немного на отшибе – в стороне от жилой застройки, хотя и в пределах городской стены.
1784-Челябинск.jpg
На плане 1784 года показан собор на Торговой (она же Соборная) площади и в церковь в Заречье - вверху плана, у стены, возле ворот. Здания храмов помечены крестами.
Рассказ о бывшей Никольской, а затем Свято-Троицкой церкви не окончен, мы еще вернемся к ней по ходу следующего рассказа, где речь пойдет о Христорождественском соборе.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
yuvlatyshev
Nov. 29th, 2014 02:14 pm (UTC)
Замечательная статья! Только план 1768 г. не видно.
gayaz_samigulov
Nov. 29th, 2014 02:21 pm (UTC)
Вроде бы исправил))
yuvlatyshev
Nov. 29th, 2014 02:22 pm (UTC)
Ага, теперь видно.
Татьяна
Nov. 11th, 2016 04:31 am (UTC)
описка
В последнем абзаце Вы сделали описку: "Рассках о бывшей Никольской". Возможно Вы хотели написать: "Рассказ о бывшей Никольской". А так прочитала с удовольствием. Спасибо.
Случайный посетитель Вашей статьи.
gayaz_samigulov
Nov. 11th, 2016 03:14 pm (UTC)
Re: описка
Спасибо за замечание и за оценку))
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

Фото, моё
gayaz_samigulov
gayaz_samigulov

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner